Здоровье
Здоровым хочет быть каждый ребенок, ведь если простудиться, мама не разрешит съесть мороженое, уложит в постель и не пустит в детский сад. Придется скучать дома одному, а это так неинтересно.
Большое значение мы придаем физическому воспитанию наших малышей: это обязательное проведение утренней гимнастики, занятий по физической культуре, куда включены основные виды движений: различные виды ходьбы, бега, лазания, прыжков, игр с мячами, кеглями, флажками, ленточками — всего и не перечислить.
Для профилактики плоскостопия, сколиоза проводят занятия ЛФК (лечебной физкультуры). Детям делают оздоровительный массаж, в том числе и специальный по заключению врача.
Мы прилагаем немалые усилия для того, чтобы дети, посещающие наш детский сад, были бодры и здоровы. Завариваем шиповник — кладезь витаминов, и корень солодки для профилактики простудных заболеваний. Обязательно включаем в рацион фрукты и фруктовый сок.
В нашем учреждении работает замечательный психолог, у которого в любой момент можно получить квалифицированную консультацию и ответ на самый сложный вопрос по развитию ребенка.
Психологическая помощь ребенку
Вас беспокоит поведение Вашего малыша?
Вы не знаете, когда лучше отдать своё чадо в детский сад или в школу?
Ваша семейная ситуация обострилась, и Вы не знаете, каким образом наладить общение со своими домочадцами?
Мы поможем Вам понять, что происходит, и предложим реальные пути выхода из затруднений. Наши психологи всегда рядом!
Психологические проблемы, с которыми мы работаем:
Проблемы поведения детей:
- аутизм;
- агрессивность;
- непослушание;
- гиперактивность и дефицит внимания.
Эмоциональные проблемы:
- неуверенность в себе, низкая самооценка;
- застенчивость;
- тревожность, страхи, ночные кошмары.
Семейные проблемы:
- развод;
- появление младшего ребенка;
- смена места жительства.
Коммуникативные проблемы:
- поступление или смена детского сада, школы;
- школьная неуспеваемость;
- трудности в общении с другими детьми и взрослыми.
Специалисты детского сада ведут консультирование взрослых по вопросам детско-родительских отношений, супружеских отношений.
В нашем детском саде мы оказываем профессиональную психологическую помощь детям от 2 лет. Полная диагностика высших психических функций (память, внимание, мышление и др.), эмоционально-личностной сферы от 3-х лет. С каждым ребенком психолог работает индивидуально. В случае необходимости родители ребенка могут присутствовать на занятии (речь в основном идет о маленьких детях или о детях, которые по тем или иным причинам не могут оставаться одни без родителей). Коррекционно-развивающие занятия проводятся по результатам тестирования.
Если у Вашего малыша после 4-х лет проблема со звукопроизношением, то с ним будет заниматься индивидуально наш логопед. Логопед — специалист, занимающийся профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи.
В последнее время количество детей с нарушением речевого развития значительно увеличилось. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте.
Логопед
Опытный специалист детского сада «Шалуны»:
- научит ребенка правильно произносить звуки.
Коррекция звукопроизношения — самый распространенный вид работы логопеда. Типичными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.
- будет развивать фонематическое восприятие; Фонематическое восприятие — это способность воспринимать и различать звуки речи — фонемы. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.
- научит расширять словарь и формировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.);
- поможет научиться составлять рассказы, пересказы;
- обучит ребенка грамоте, чтению и письму (с учётом особенностей его развития). У Вашего ребёнка появилась прекрасная возможность сразу научиться читать правильно и не тратить время на исправление ошибок впоследствии.
При первом знакомстве с Вашим ребёнком специалист проведёт диагностику, по результатам, которой будет составлена индивидуальная коррекционная программа.
Работа логопеда может строиться в зависимости от сложности и устойчивости нарушений речевого развития:
- индивидуально;
- в групповой форме.
На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить
эмоциональный контакт с ребенком. Ваш малыш овладеет правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизирует его изолированно, в слогах, словах и предложениях
Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети научатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников.
Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Методы работы:
- игровые методы (игры на развитие у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, умения соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать слова похожие по звучанию, правильно ставить ударение, умения определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук);
- творческие методы (разыгрывание сюжета, театр, работа со сказками, пение, работа с телом, режиссура);
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика (включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов артикуляции (языка, губ);
- логопедический массаж.
Наш логопед и преподаватель по развитию речи знает, как помочь детям. Вместе со специалистами ребёнок отправляется в путешествие по стране «Звука», знакомится с её жителями. А они такие забавные, что язычок так и пляшет в ротике. И вот уже звуки, такие, казалось на первый взгляд, недоступные, чужие произносятся легко и красиво. Но на этом путешествие не заканчивается, потому что тот, кто подружился со звуками, непременно захочет открыть для себя неведомый и загадочный мир слов.
Деятельность логопеда обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: воспринимать речь окружающих, осмысленно говорить, отвечать на вопросы, пересказывать и рассказывать. И вот уже ребёнок с удовольствием спешит в детский сад, где его ждут друзья!
Диагностику и занятия осуществляет логопед-дефектолог II квалификационной категории Смирнова Ирина Владимировна, стаж работы с детьми — 13 лет.
Родителям:
Задержка речевого развития: читать
Профилактика простудных заболеваний
Для профилактики простудных заболеваний в нашем саду проводятся следующие мероприятия:
- кварцевание групп по определенному графику;
- сквозное проветривание;
- влажная уборка;
- использование чесночных ванночек для дезинфекции воздуха в групповой комнате, спальне, раздевалке;
- закаливающие процедуры;
- прогулки на свежем воздухе 2 раза в день.
Раз в неделю детей осматривает врач-педиатр, с которой мы давно и успешно сотрудничаем. Она консультирует родителей и, при необходимости, дает определенные рекомендации.
Наш врач-педиатр требовательна к работе младшего персонала: следит за тем, чтобы проветривание групповых помещений и влажная уборка выполнялись строго по графику, чтобы вовремя проводилось кварцевание группы, а во время эпидемии гриппа — каждое утро начиналось с замены чесночных ванночек для обеззараживания воздуха в помещениях. Необходим ее контроль и за тем, чтобы были своевременно организованы закаливающие процедуры (контрастные ванночки для рук).
А еще наш врач-педиатр чутко следит за состоянием здоровья наших детей. К ней может обратиться любой родитель за консультацией по поводу здоровья своего чада и получить квалификационную помощь или совет. Врач-педиатр ведет прием раз в неделю, при необходимости консультирует родителей. В нашем детском саде заведена анкета на каждого ребенка.
Утром при приеме измеряется температура, осматривается кожа и зев ребенка.
Детский массаж
Массаж для малыша – общие понятия
Массаж – это профилактический и лечебный метод, который относится к категории пассивных физических нагрузок. Благодаря которому активизируется кровообращение, питание кожи и функциональность дыхательной системы, повышается интенсивность обмена веществ и аппетит. Особенно большое значение массаж имеет для укрепления нервной системы ребенка раннего возраста.
При вялости мышц брюшного пресса, когда ребенка беспокоит раздувание живота, массаж механически способствует освобождению от накопившихся газов, что в этом случае особенно важно. При не плотном расположении прямых мышц живота и, как следствие, образовании пупочной грыжи, подобное воздействие имеет значительный лечебный эффект.
Для общего массажа ребенка укладывают на спину на столе с немного приподнятой головой. Для достижения наиболее плотного контакта с кожей малыша и с гигиенической целью, тело ребенка не следует ничем смазывать. Проводить массаж нужно только на чистой коже, что бы избежать занесения инфекции. Не нужно забывать, что холодные руки могут вызвать напряжение вследствие сокращения мышц, которое происходит рефлекторно, а при выполнении массажа все тело должно находиться в расслабленном состоянии.
Освещение должно позволять легко контролировать все происходящие изменения на коже малыша на участке, который массажируется, а также наблюдать за реакцией кожных тканей во время процедуры.
Выполняя общий массаж, наиболее часто используют приемы поглаживания, растирания, разминания и похлопывания. Наибольшее время уделяется поглаживанию. Довольно можно наблюдать, как у детей резко снижается возбужденность, и они успокаиваются, а иногда и быстро засыпают под влиянием поглаживающих массажных действий. Поглаживание мышц следует начинать с периферийного конца, то есть от наиболее отдаленного от туловища участка, и постепенно двигаться к центральному окончанию, которое находится ближе к туловищу. Направление движения руки при массаже всегда должно определяться анатомическим направлением лимфатических сосудов, так как главная цель поглаживания заключается в том, что бы способствовать более сильному движению лимфы. Проводится поглаживание только лишь в одном направлении, ритмично, спокойно, нигде останавливаясь, и должно доводится до ближайших лимфоузлов. Например, для рук – до подмышечных узлов, а для ног – до паховых.
Лимфатические узлы, находящиеся в подмышечной и паховой областях, принимают также лимфу и из сосудов, которые располагаются на участке спины и груди. Учитывая это, верхний и средний участки спины ребенка (до нижнего окончания лопаток) нужно массажировать по направлению подмышечных желез соответствующей стороны, нижнюю часть спинки – соответственно, в направлении паховых лимфатических узлов.
При массаже спины малыша нужно положить на живот, руки отвести по сторонам и согнуть в локтевых суставах, ладошки должны находиться под грудной клеткой.
При выполнении растирания движения делаются с постоянной силой и в направлении прохождения соответствующих сосудов, так и в противоположном. Растирание проводится вдвое медленнее, чем поглаживание.
Закончив растирание, приступают к поглаживанию, а потом начинают выполнять разминание, которое состоит из ритмических движений спиралевидной направленности, которые выполняются или двумя пальцами – указательным и большим, или всей ладонью. Так же можно действовать обеими ладонями. Рука, плотно соприкасаясь с кожей, немного прихватывает мышцы, разминая их. Разминание усиливает кровообращение участка, который массажируется, значительно улучшает питание тканей кожи, повышает тонус и усиливает мускулатуру. Этот прием особенно рекомендуется при различных нарушениях мускульной системы, которые часто случаются при рахите и гипотрофии.
Разминания снова сменяется поглаживанием, после которого идет похлопывание. Похлопывание делается только на частях тела, богатыми мышцами – спина, бедра, ягодицы. Выполняется просто – легенькие постукивания пальцами или можно ритмически похлопывать внешней частью пальцев и ребром руки. Если удобно – можно выполнять также сразу обеими руками. Этот прием не допускается при массаже живота!
Подобные профилактические мероприятия окажут несомненную пользу для здоровья малыша, улучшат его подвижность, аппетит и сон, способствуя укреплению как физического, так и психологического состояния.
Польза детского массажа
Освобожденный из уютного кокона младенец машет ручками и бьет ножками, прислушиваясь к теперь уже знакомым звукам — мать растирает руки теплым маслом под успокаивающую мелодию колыбельной. И вот настало время массажа, проводимого дважды в день.
Многие семейные обычаи наших предков, отвергнутые в начале XX века в интересах прогресса, теперь возвращаются в нашу жизнь, потому что современная наука вновь открыла их важность и пользу для здоровья малышей и в целом для здоровья общества. Сопоставительные исследования показывают, что в тех обществах, где младенцев держат на руках, проводят им массаж, укачивают, кормят грудью, взрослые менее агрессивны и жестоки, более склонны к сотрудничеству и сочувствию. Если бы наши прабабушки могли увидеть появившиеся у нас «новшества» в области ухода за младенцами, они наверняка бы не удержались от известной торжествующей фразы: «А что я вам говорила!»
Ребенок раннего возраста, в отличие от взрослого, ежедневно меняется физически и психически, особенно на первом году жизни. Если своевременно улавливать эти изменения, можно корректировать различные отклонения, так как организм ребенка очень податлив, и при правильном воздействии можно добиться того, что ваш ребенок вырастет здоровым, активным и красивым.
Все это дает профилактический оздоровительный массаж, сделанный мамиными или папиными руками, так как такие занятия влияют на мышечную массу, осанку, походку, пластику и качество движений.
Значение детского массажа
Медицинские осмотры последних десяти лет демонстрируют широчайшее распространение заболеваний опорно–двигательного аппарата у детей уже с дошкольного возраста.
Начиная со школьного возраста заболевания опорно–двигательного аппарата занимают первое место в структуре хронической заболеваемости.
Почти каждый житель нашей страны в возрасте от 30 до 40 лет становится обладателем остеохондроза, деформирующего спондилеза и других хронических прогрессирующих заболеваний позвоночника.
У мальчиков старшего школьного возраста имеет место мышечная недостаточность, у девочек этого же возраста — проблема тазовых мышц, что, в свою очередь, ведет к невынашиванию беременности и рождению большего количества недоношенных детей.
Многие нарушения осанки — это болезни развития.
Основа всех перечисленных заболеваний закладывается в период внутриутробного развития плода и в раннем возрасте после перенесенных заболеваний, интоксикаций и травм. Об этом свидетельствуют признаки дисонтогенеза (отклонения от нормального развития), выявляемые при осмотре детей раннего возраста.
Физическое воспитание в раннем возрасте — это обеспечение всех функций позвоночника (опорной, двигательной и амортизационной), следовательно, профилактики остеохондроза.
Чем лучше развиты мышцы, тем легче позвоночник справляется с нагрузками, и, наоборот, чем хуже первоначальное состояние мышц, тем скорее возникает их перенапряжение, которое приведет к преждевременному старению. Это было доказано еще в позапрошлом столетии.
Мышцы детей раннего возраста имеют такие функциональные характеристики, как слабость и невысокая статическая выносливость, т. е. неспособность к длительному сокращению.
Плохо заложенные мышцы при отсутствии помощи, обеспечивающей качественное созревание, приведут в дошкольном возрасте к таким отклонениям, как ранние (начальные) отклонения осанки, нарушения мелкой моторики, плохо сформированная стопа, общие нарушения речи, слабость брюшных мышц, косоглазие и многое другое. Следовательно, массаж, улучшающий питание тканей, необходим для качественного созревания мышц ребенка.
В настоящее время у детей раннего возраста наблюдается повышенный тонус мускулатуры, т. е. мышцы их напряжены больше и дольше, чем это соответствует физиологическим нормам.
Во время массажа на организм ребенка действуют руки матери, оказывающие не только разнообразное по характеру механическое, но и тепловое воздействие. Усиливается лимфо– и кровообращение, повышается эластичность и упругость кожи. Под влиянием массажа нормализуется тонус мышц, улучшается их сократительная функция, увеличивается число функционирующих мышечных волокон, что снижает уровень утомляемости мышечной ткани, увеличивается эластичность и подвижность связочного аппарата.
Кожа представляет собой обширную рефлексогенную зону. Массаж оказывает выраженное действие на нервную систему ребенка, изменяя уровень ее возбудимости и характер основных нервных процессов (возбуждение и торможение).
Значение массажа для матери
- Массаж младенцев способствует увеличению количества материнского молока и увеличению периода кормления грудью.
- Процедура массажа приносит удовольствие не только младенцу. Пока мама занимается своим ребенком, внешний мир как бы исчезает для нее, она освобождается от стресса, от повседневных забот и расслабляется.
- Массаж позволяет молодой маме более уверенно обращаться с младенцем, что особенно важно для слишком юных или психологически неподготовленных женщин.
- Массаж является отличной терапией для матерей, страдающих послеродовой депрессией, чувствующих, что они не могут справиться с новыми задачами, и оказывающихся в психологическом конфликте сами с собой.
- Когда мать видит, что с помощью массажа способна прекратить плач, колики в животе младенца, услышать его удовлетворенное гуление и спокойное посапывание, то она успокаивается и начинает верить в свои силы.
- Матери–подростки, которых научили делать мамин массаж, тоже отмечали, что стали более ответственно относиться к своим детям.
- И, наконец, братья и сестры, которым доверили поглаживание младенца, переставали испытывать чувство ревности к появлению младшего ребенка в семье.
Гимнастика и массаж
Помимо занятий для удовлетворения органической потребности в движении необходимо организовать достаточную двигательную деятельность ребенка, для чего необходимы три вещи: а) площадь; б) одежда; в) пособия, побуждающие ребенка к движениям.
С 3—4 месяцев ребенка спускают на пол, затем вводят различные пособия (но не в ущерб двигательной активности). Одежда ребенка должна быть легкой и удобной. Пособия должны побуждать ребенка к движению.
В связи с тем, что у ребенка в первом полугодии жизни еще мало активных движений и может быть повышен мышечный тонус, значительное место в физическом воспитании отведено массажу. (Еще раз подчеркиваем, что речь идет не о курсах лечебного массажа или лечебной физкультуры, а о системе физического воспитания ребенка раннего возраста с первых дней, т. е. об ЛФК для здорового ребенка.)
Гимнастика и массаж способствуют формированию точного двигательного навыка, двигательной памяти. Не потому ли нам так необходимы инструкторы ЛФК в дошкольном возрасте, что мы плохо формируем двигательный навык в раннем возрасте и нам приходится потом переучивать ребенка?
Гимнастика — это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, участвуют тренировке двигательного и находящихся рядом с ним речевых центров.
Массаж — это ритмичные раздражения кожи и глубже лежащих слоев, наносимые с определенной силой и в определенной последовательности.
Как делать детский массаж
Прежде чем начать занятия с малышом, попробуйте все приемы массажа на себе, запомните свои ощущения и силу, которую вы затратите.
Главное правило: никакой боли! Только приятные ощущения! Итак, вот основные приемы массажа.
- Поглаживание. Это воздействие на нервные окончания поверхностного слоя кожи, оно расслабляет мышцы и усиливает процессы торможения в коре головного мозга, поэтому движения должны быть очень нежными.
Нежно проведите по своей левой руке кончиками пальцев и ладонью правой руки от кисти к плечу. Запомните это ощущение. Тоже самое вы будете делать своему малышу.
Данный прием выполняется обычно ладонной поверхностью кисти. В первые три месяца жизни малыша, а также у детей с гипотрофией, т. е. пониженным питанием, или повышенной возбудимостью применяется только поглаживающий массаж. Возможно, именно поглаживающий массаж будет хорошим снотворным для вашего ребенка не только в грудном возрасте, но и в более старших возрастных периодах.- Растирание. Это более интенсивное и глубокое поглаживание. Оно также способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости нервной системы. Производиться может одним, двумя или тремя пальцами и ладонной поверхностью кисти круговыми движениями по ходу часовой стрелки от кисти к плечу (от периферии к центру). Движения должны быть энергичнее, чем при поглаживании, так как происходит воздействие на более глубокие слои кожи.
- Разминание. Прием аналогичен растиранию, но оказывает еще более глубокое воздействие на организм (практически разминаем кожу и мышцы так, чтобы ощутить кость). Тремя пальцами (указательным, средними безымянным) производим одновременно круговые и поступательные движения, энергично разминая мышцы.
- Похлопывание. В основном используется при массаже спины. Тыльной стороной полусогнутых пальцев, начиная с указательных и постепенно помогая остальными, похлопываем от периферии к центру и наоборот. Следует помнить, что работает лучезапястный сустав массирующего, а не локтевой.
Этот прием рекомендуется применять не раньше 4 месяцев при условии хорошей упитанности ребенка (если у малыша гипотрофия, то похлопывание делать нельзя), при этом похлопывают только те участки тела, где кости хорошо защищены мягкими тканями, обходя костные выступы и область почек.- Вибрация. Это быстрое, ритмичное сотрясение кожи и подкожной клетчатки ладонной поверхностью кисти или пальцами.
Похлопывание и вибрация усиливают возбудительные процессы в нервной системе и вызывают полезное сокращение мышц.Напоминаем: возрастной комплекс можно выполнять только при наличии соответствующих предпосылок, т. е. нужно быть абсолютно уверенным, что ребенок здоров и его нервно–мышечный аппарат созрел для выполнения упражнений. В противном случае набор упражнений должен быть индивидуальным. Для занятий с младенцами необходимо положить на стол вчетверо сложенное одеяло, клеенку и пеленку.
Прежде, чем вы приступите к занятиям гимнастикой и массажем, необходимо посоветоваться с врачом–педиатром, а также показать ребенка невропатологу и ортопеду, если вы не сделали этого раньше.
Занимаясь с ребенком оздоровительным массажем, вы не принесете ему вреда, если будете соблюдать все правила.
Средства для массажа
Профессиональные массажисты не рекомендуют использовать смазывающие средства при массаже детей. Кремы и масла на гладкой детской коже не только снижают лечебный эффект, но и мешают установить полноценный контакт между ребенком и массажистом, снижая чувствительность рук: по смазанной коже малыша руки скользят слишком быстро, и трудно определить, где надо задержаться, ослабить или усилить воздействие.
Смазочные средства неблагоприятно воздействуют на ребенка, так как они забивают поры, способствуя перегреванию кожи. А если во время процедуры порошок попадет в дыхательные пути ребенка, это может привести к спазму бронхов и развитию аллергии.
Перед тем как приступить к массажу:
- Вымойте руки теплой водой с мылом, снимите кольца и другие украшения.
- Проверьте, хорошо ли у вас подстрижены ногти.
- Проверьте температуру воздуха в комнате, она должна быть не ниже 20—21 °С (летом массаж можно проводить в самое жаркое время дня, а зимой лучше расположить место для массажа вблизи источника тепла).
Массаж и гимнастика в сочетании со световоздушной ванной — прекрасное закаливающее средство.
Помните, что движения мамы (и массажиста) должны быть нежными и легкими (работают только кисть руки и пальцы).
Не забывайте привлекать внимание малыша, постоянно разговаривая с ним. Ребенок будет наблюдать за вашим лицом и прислушиваться к голосу.